пятница, 24 сентября 2010 г.

Из истории китайских печатей

Трудно не заметить, что в последнее время возрос интерес к восточной культуре. На пике моды китайские и японские рестораны, индийские благовония и восточная философия. Что это: простое человеческое любопытство, стремление приобщиться к непознанному, экзотичному, или же верно утверждение о том, что русские – это азиаты с европейской внешностью?
Как бы то ни было, ловлю себя на мысли, что очень хочется откликнуться на модное увлечение. Надеюсь, окунуться в историю возникновения и развития китайских печатей будет интересно и читателям нашего блога:) 

Печати (印章 yinzhang)
Гравировка печатей входит список традиционных китайских видов искусства наравне с живописью,каллиграфией и поэзией. Красная печать – это не только подпись каллиграфа или художника, но и отдельное произведение искусства.

История этого искусства насчитывает около 3700 лет. Расцвета оно достигло при династии Цинь, то есть 22 столетия назад. Тогда люди делали гравировку своего имени на личных вещах и документах (тогда бамбуковых или деревянных), чтобы засвидетельствовать право хозяина или автора. Со временем появилась традиция вырезать свое личное имя на маленьких кусочках рога, яшмы или дерева, - то, что мы сейчас называем печатью.

Также как в других странах мира в Китае печати использовались как на официальных документах, так и на бумагах личного характера. Уже с эпохи Борющихся Царств (475-221 гг. до н.э.) правитель дарил высокопоставленных чиновникам печати, как символ власти. Частные печати использовались для идентификации различных документов и как символы удачи.

Иероглифы на печати могли быть выгравированы рельефно (когда изображение выпуклое) или интальо(когда изображение вырезано). По материалу, используемому для печати, можно было определить положение владельца в обществе. Обычные жители, как правило, использовали печати из дерева, камня или рога, а знаменитые поэты и чиновники предпочитали печати из красного камня Чанхуа, яшмы, агата, кристалла, слоновой кости и других ценных материалов. Для изготовления императорских печатей использовали золото и драгоценные камни. В наше время китайские чиновники центрального правительство пользуются печатями из металла, а на низшем уровне – из дерева.

Искусство изготовления печати требует мастерства в трех областях: каллиграфии, композиции и гравировке. Гравировщик должен уметь работать с различными материалами (камнем, металлом или слоновой костью). 



Печати с рисунками (肖形印 xiaoxingyin)
Существует еще один вид гравировки печатей – гравировка рисунков. В общем, техника гравировки изображения на печати, в общем, практически не отличается от обычной гравировки. Единственное отличие – недостаточное пространство. Поэтому гравировку рисунков на печати называют миниатюрной.

Разнообразие рисунков существовало уже при династии Хань. На древних печатях, обнаруженных во время раскопках на различных предметах, изображали драконов и фениксов, тигров, журавлей и других животных, приносящих удачу. Также можно встретить рисунки куриц, уток, овец, гусей и рыбы. Кроме того, часто изображали сцены из жизни: танцы, игру на музыкальных инструментах или охоту. На маленькой печати, редко превышающей размеры обычной почтовой марки, отражалась жизнь современников автора, местные и общенациональные характерные черты.

С развитием туристической индустрии в Китае, в магазинах рядом с историческими памятниками появились сувенирные печати с изображениями Великой Стены, трехцветной глиняной лошади эпохи Тан и т.д. Так традиционное искусство нашло практическое применение и в наши дни.

Камни для изготовления печатей

Красный камень (鸡血石 jixueshi)
«Цзисюэши» (дословно камень цвета крови курицы) считается в Китае драгоценным камнем и используется для изготовления печатей. Кусочек этого редкого камня может стоить до 10 000 юаней. В его состав входит киноварь и пирофиллит. Свое имя он получил за ярко-красный цвет, как кровь курицы. Пирофиллит, наоборот, бывает разных цветов – белый, желтый, серый, зеленый или черный – которые в сочетание с красным создают неповторимый рисунок, который не способен воспроизвести человек. Рыночная стоимость камня зависит от количества красного, его яркости, чистоты и степени прозрачности.

Камень «тяньхуан» (田黄 tianhuang)
«Тяньхуан» - это вид камня, который считается в Китае ценнейшим материалом для скульптуры. Поэтому его даже называют «императором камней». В прошлом одна унция этого камня стоила как унция золота, теперь он ценится даже выше. Осенью 1996 года пекинская компания Ханьхай выставила на аукцион цинскую печать из камня «тяньхуан», весом 460 грамм, со стартовой ценой в 300 000 юаней, а печать была продана – за 1,4 млн. юаней. Это самый дорогой камень «тяньхуан» известный в мире.В Китае этот камень, влажный на вид, считается лучшим материалов для гравировки печатей.

Чернильная паста для печатей (印泥 yinni)
Чернильная паста, используемая для оттиска печати, по-китайски называется «иньни» (чернильная глина). Происхождение имени связано с тем фактом, что в древности для печати на официальных документах использовали глину, как сургуч в наше время. Позже словом «иньни» стали называть традиционную замену чернильной подушки – пасту, как правило, красную.
В состав высококачественной чернильной пасты входит 8 компонентов: киноварь, жемчуг, мускус, коралл, рубин, касторовое масло, красный краситель и moxa. Этот состав также называют «пастой из 8 драгоценностей». Именно благодаря ней получаются ярко-красные оттиски. В состав пасты высшего уровня может входить и чистое золото, и другие редкие вещества, с помощью которых оттиск сохранятся веками. Кроме того, паста приятно пахнет.

Чтобы сделать оттиск печати, необходимо гравировкой слегка коснуться несколько раз чернильной подушки, проверить, равномерно ли окрасился рисунок, и затем прижать слегка к документу. Прежде чем поднять руку, стоит выждать немного времени, чтобы оттиск был четким и аккуратным.

Особый статус печатей в Китае иллюстрирует тот факт, что им отводится особый раздел в музейных экспозициях, а в вузах по всей стране им посвящается особый курс. Китайская Ассоциация граверов выпускает собственные издания, устраивает лекции, семинары и выставки, поддерживающие интерес к этому чисто национальному искусству.

По материалам abirus.ru